Анализ преподавания в первом семестре на ФФ НГУ
Семинары Балдина Е.М. продемонстрировали часто встречающийся сегодня подход к организации семинаров среди специалистов, только начавших практику преподавания. Данный подход отличает:
- Желание изложить и пройти максимальное количество материала
- Желание передать ученикам, в общих чертах, интересные сведения с передовых краёв профессиональной деятельности, касающиеся и развивающие изучаемую тему
- Акцент в изложении задач на получение конечного результата
- Пробегание мимо многих промежуточных нюансов как "очевидных" в понимании
- Решение задач с помощью наработанных алгоритмов преподавателя, установка акцента - на повторение "с доски" и понимание в процессе "повторения"
Как специалист с творческим подходом, Балдин Е.М. провёл тестирование следующих методов обучения:
- Полное изложение решения задачи преподавателем у доски
- Изложение решения задачи блоками, переход на следующий блок, когда кто-либо из группы продемонстрирует примерное понимание того, что же было сделано
- Краткий разбор в начале семинара заданного к нему домашнего задания
- Совместный разбор домашней задачи у доски с успевающим учеником
- Совместное решение семинарской задачи у доски с успевающим учеником
- Предложение решать задачу каждому ученику индивидуально в тетради, с персональным курированием хода решения каждого ученика
- Подробный разбор у доски "месячного" задания, во время еженедельной сдачи, оказавшегося трудным к самостоятельному решению для большинства учеников
- Поднятие интереса и рабочего настроения группы, посредством изложения интересных фактов из своей профессиональной деятельности, демонстрирующих как знания, приобретаемые на семинарах, открывают путь к интересным вещам из современной жизни
Семинары Дорожкина А.А. продемонстрировали подход к преподаванию квалифицированного специалиста, ведущего гибкую политику изложения всего учебного материала в целом, в зависимости от понимания его студентами. Данный подход отличает:
- Желание углубленно дать предмет в целом, с акцентом на достижение понимания решаемой задачи каждым студентом на семинаре.
- Изложение во вводной теории к задачам только самого необходимого
- Уделение внимания в разборе задач, как процессу решения, так и получению правильного результата
- Решение задач, преимущественно, силами учащихся, с подробным освещением трудных к пониманию моментов.
- Желание вовлечь всех учащихся в творческий процесс поиска альтернативных и интересных решений семинарских задач.
Как специалист с опытом преподавательской деятельности, Дорожкин А.А. продемонстрировал проявившие свою достаточную эффективность, методы обучения:
- Краткое изложение теории, максимально адаптированное к решению задачи
- Максимально полное изложение всех принципов решения задачи в изучаемом разделе курса
- Совместный разбор у доски домашних задач
- Разбор у доски домашнего задания, оказавшегося трудным к самостоятельному решению студентами, с изложением решения до полного понимания всеми учащимися.
- Введение обязательной работы у доски каждого ученика, в порядке желания либо очерёдности.
- Введение обязательной домашней работы, как инструмента приобретения опыта самостоятельного решения задач, так отыскания и ликвидации малопонятных моментов, для учащегося, либо в самой теории, либо в её применении на практике.
- Акцент на внимание к каждому учащемуся
- Подробное и расширенное разъяснение всех возникающих у студентов вопросов
- Введение дополнительного времени помимо семинаров и сдачи месячных заданий, для занятий над более углубленным пониманием изучаемого предмета
Материал предоставлен Кабаковым Игорем Сергеевичем, группа 6352
Семинары Викентьева А.А. продемонстрировали подход к преподаванию начального курса квалифицированным специалистом, одновременно преподающим на младших и старших курсах. Данный подход отличает:
- Желание дать углубленное понимание теории и предмета в целом
- Желание держать учеников в курсе последних интересных новостей в области изучаемого предмета
- Постановка изложения задачи с акцентом на процесс решения
- Использование в изложении "очевидных" вещей, "малоочевидных" для начального уровня ученика в силу одновременного ведения младших и старших курсов преподавателем
- Акцент на помощи к самостоятельному пониманию учеником вопроса, использование принципа "делай как я" только для сложных к пониманию моментов, требующих большого охвата теории
- Решение задач силами учеников, под контролем преподавателя
Как специалист со стажем преподавания, Викентьев А.А. задействовал уже проверенные им со временем методы обучения:
- Вовлечение в изложение вводного теоретического материала самих учеников, путём предварительного поручения кратких пятнадцатиминутных докладов на заданную тему
- Изложение общего принципа решения задач похожего класса, расстановка акцентов в прослушанном учениками лекционном материале путём краткого его обзора, применимо к конкретно поставленной задаче
- Совместный разбор у доски интересной домашней задачи с успевающим учеником
- Задачу на семинаре всегда решает учащийся, преподаватель осуществляет курирование хода решения, направляя ход мыслей, объясняя трудные для самостоятельного понимания моменты
- Выявление и поддержка людей, самостоятельно ведущих разбор задачи, курирование как общего решения у доски, так и параллельных ему в классе
- Периодическая, краткая передача интересных новостей в изучаемой области, освещение проводящихся студенческих конференций, изложение интересного материала, расширяющего взгляд на очевидные вещи в изучаемом курсе
- Уделение внимания позитивному эмоциональному настрою в группе, построение общения с учащимися как с равными Личностями, желающими профессионально разобраться в тематике семинара
Семинары Лисюк Д.Т. продемонстрировали подход к преподаванию авторитетного квалифицированного специалиста, ведущего исследовательскую работу в сфере образования. Данный подход отличает:
- Структурированность и продуманное раскрытие курса как единого целого
- Уделение внимания в разборе задач как процессу решения, так и получению правильно оформленного результата
- Акцент на раскрытие "очевидных" вещей в терминах текущего уровня учеников
- Изложение в вводной теории к задачам только самого необходимого
- Решение новой задачи как силами учащихся, так и преподавателем, в зависимости от сложности материала и текущего уровня работоспособности группы
Как специалист в области образования, Лисюк Д.Т. использовала следующие, проявившие свою эффективность, методы обучения:
- Краткое, максимально адаптированное к решению задач, изложение вводной теории
- Изложение общего принципа решения задач в изучаемом разделе курса
- Совместный разбор у доски интересной домашней, а также, взятой из "месячных" задачи с успевающим учеником
- Обязательная работа у доски каждого ученика, в порядке очерёдности
- Периодическое чередование совместной работы у доски с индивидуальными решениями задач как в форме контрольной "на оценку"; так и "неофициальной" контрольной для самостоятельного выявления и структурирования учеником своих знаний; оказание персональной поддержки в решении задач каждому ученику на "неофициальных" контрольных
- Проведение в период контрольной недели письменных коллоквиумов по основополагающим пунктам курса, как стимул к самостоятельному освоению теории, излагаемой на лекциях
- Распределение учеников по парам для устных докладов по задачам, содержащим прикладной физический смысл, взятых из "месячных" заданий; подготовка доклада в паре втягивает учеников в совместную деятельность по изучаемому предмету
- Создание на семинарах позитивной, благожелательной рабочей атмосферы, благодаря уделению внимания каждому ученику, в отсутствии критериев успеваемости и наличия вопросов "по теме"
Семинары Абашевой О.А. продемонстрировали подход к преподаванию молодого квалифицированного специалиста, уделяющего много времени преподаванию иностранного языка. Данный подход отличает:
- Желание передать ученикам ощущение внутренней гармонии и красоты изучаемого курса
- Продуманная и последовательная подача материала
- Активное вовлечение в работу учеников со средним и начальным уровнем
- Умение увлечь сильных в процесс обучения слабых
- Построение работы с акцентом на индивидуальное освоение материала непосредственно на семинаре, при чутком руководстве преподавателя и товарищей по группе
Как специалист, нарабатывающий стаж профессиональной работы, Абашева О.А. задействовала следующие, простые и эффективные, методы обучения:
- Использование как основного, рекомендованного кафедрой методического материала, так и кратких, интересных отрывков из литературы на иностранном языке
- Поручение ученикам по очереди зачитывать вслух последовательно абзацы изучаемого текста, и сразу переводить их; помощь в исправлении ошибок и в преодолении трудных моментов оказывается успевающими учениками, и только в последнюю очередь, преподавателем
- Вовлечение в работу всей группы, посредством исполнения простого однотипного устного задания из большого упражнения каждым учеником по очереди; возникающие трудности разрешаются коллективно
- Поручение к исполнению письменных домашних заданий, содержащих в себе элемент творчества (написать письмо другу, написать деловое письмо, описать день соседа, описать свою комнату), как следствие, у каждого ученика получается свой ответ на поставленную задачу, но при этом, за основу берётся шаблон из методического материала; выборочная устная проверка на следующих уроках интересных авторов, с последующей проверкой письменного изложения всех остальных, выявляет новые таланты и даёт стимул к выполнению самостоятельных работ
- Организация коллективного устного усвоения новых иностранных слов, с последующим письменным контролем на следующих занятиях
- Организация диалогов по определённой тематике, подготавлиемых учениками начального уровня к следующему занятию; диалоги втягивают учащихся в совместную парную деятельность над изучаемым материалом
- Благожелательное, позитивное отношение к учащимся в рамках общих правил проведения семинарских занятий: пропускающие занятия ученики, без уважительной на то причины, психологически снова легко встраиваются в процесс обучения (Прогулял? Через деканат! И быстро ко мне на семинар!!!)
- Создание и поддержание доброй, рабочей эмоциональной атмосферы на семинаре
Лекции Ульянова А.П. продемонстрировали подход к построению лекционного материала весьма амбициозным творческим специалистом, только начавшим свою лекционную практику. Данный подход отличает:
- Желание построить курс лекций по своему концептуально новому оригинальному методу, позволяющему изложить изучаемый курс ещё лучше, понятнее, доступнее
- Акцент в изложении материала на достижение интуитивного понимания, без обязательного требования классических, канонически точных формулировок и доказательств
- Незавершённость структуры курса, что проявляется в постоянных экспериментах на лекциях с подачей материала ученикам
- Потребность в обратной связи с учащимися с целью понимания уровня усвоения при использовании и модернизации новых алгоритмов подачи материала
- Тщательная проработка локальных и глобальных взаимосвязей в окончательном печатном изложении курса, доступного всем желающим через публикацию его в сети internet
Как специалист, целиком увлечённый своим делом, Ульянов А.П. применил следующие методы обучения:
- Введение новых определений, новых формулировок, новых принципов доказательств как средство сделать излагаемые понятия интуитивно очевидными для учеников, через использование в начальном курсе терминологии и построений, оцениваемых как более понятные для студента с начальным уровнем
- Приучение учеников к оказыванию уважения и почтения преподавателю, через терпеливое ожидание его прихода (учитель никогда не опаздывает - он задерживается)
- Использование последних достижений техники для более наглядной демонстрации сложных к логическому пониманию вещей (иллюстративность сложных конструкций через демонстрирование наглядного, динамически изменяющегося по времени образа на примере лекции по различным видам поверхностей в пространстве)
- Организация изложения по таблице поддающихся классификации структур и понятий
- Частое опускание, либо упрощение доказательств, со ссылкой, где можно найти логически строгое и правильное каноническое изложение, с целью высвобождения времени на формирование у учеников понятия взаимосвязей в курсе, как интуитивно "очевидных" и понятных
- Вовлечение успевающих студентов в совместную работу над улучшением читаемого курса
- Использование при устной подаче материала позитивно эмоционально окрашенных комментариев и кратких "лирических отступлений" в форме интересных исторических справок
Лекции Бугуевой Т.В. продемонстрировали подход к построению и изложению лекционного курса квалифицированным и педантичным специалистом, имеющим достаточный уровень лекционной практики. Данный подход отличает:
- Желание передать материал в виде законченного, отлично структурированного курса
- Желание передать максимально полно и канонически точно определения, термины и доказательства
- Особый акцент на насыщенность курса наглядными примерами
- Пристальное внимание ко всем мелочам и нюансам каждой темы
- Довольно быстрое изложение, объяснимое объёмом передаваемого материала
Как специалист, ответственно относящийся к своей работе, Бугуева Т.В. выбрала следующие методы обучения:
- Чёткое, заранее продуманное и отрепетированное распределение времени на раскрытие каждой темы, что позволяет за малые промежутки времени передавать большие объёмы информации
- Педантичное и логически последовательное построение взаимосвязей в излагаемом курсе, что даёт возможность лёгкого усвоения материала учащимися при самостоятельном разборе аккуратно законспектированных лекций
- Использование обратной связи с учениками для оперативной корректировки темпа подачи материала и уточнения, по ходу изложения, малоочевидных, в первом приближении, структурных построений
- Использование разбора некоторых задач из "месячных" заданий в качестве примеров к демонстрации теории
- Введение в курс материала, непосредственно раскрывающего использование абстрактного математического аппарата в решении конкретных, базовых, физических задач
Лекции Лотова К.В. продемонстрировали подход к организации лекционных занятий квалифицированным, творческим специалистом, обладающим талантом к построению и изложению лекционных материалов. Данный подход отличает:
- Подача безупречно структурированного теоретического курса, доступного к самостоятельному интуитивному пониманию
- Достижение идеального баланса в структурах и доказательствах между терминологическим объёмом изложения и сконцентрированной в нём информативности
- Использование современных технических средств и наглядных физических опытов для наглядной демонстрации сложных к логическому пониманию процессов
- Ориентирование на достижение понимания материала учениками непосредственно в процессе его изложения учителем
- Наличие письменной версии курса в свободном доступе через публикацию его в сети internet
Как специалист, любящий своё дело, Лотов К.В. применил следующие методы обучения:
- Чёткое изложение курса, заранее расписанное и отрепетированное по времени
- Уделение особого внимания раскрытию структурных взаимосвязей в излагаемом материале
- Уделение внимания раскрытию и пояснению математического аппарата, используемого в изложении курса; демонстрация общей культуры использования символов, формы записи выражений
- Использование обратной связи для большего уточнения и конкретизации заинтересовавших учеников вопросов непосредственно по ходу лекции
- Воспитание в учениках чувства уважения и почтения к учителю, через рекомендацию и формальное введение правила приходить на лекции раньше их начала, опоздавшим ждать перерыва или через деканат; введение традиции подготовки студентами чистой доски лектору - как ещё одно проявление вежливости потока в целом к преподавателю
- Благожелательный эмоциональный настрой к учащимся, как к своим коллегам по работе
Лекции Пальчикова Е.И. продемонстрировали подход к созданию оригинального лекционного курса выдающимся, квалифицированным специалистом, долго ведущим и постоянно совершенствующим свою лекционную практику. Данный подход отличает:
- Выверенная годами структура лекционного курса
- Ежегодная работа над расширением информативности курса
- Желание передать и продемонстрировать максимальное число полезной информации
- Акцент при устном изложении курса на достижение интуитивного понимания предмета учащимся непосредственно на лекции
- Наличие печатного и письменного материала по курсу, доступного всем желающим через опубликование в сети internet
Как специалист, с оригинальным подходом к привычным вещам, Пальчиков Е.И. построил своё преподавание на следующих методах обучения:
- Формирование и подача заранее хорошо структурированной и письменно оформленной информации по раскрываемой теме
- Изложение всего курса с помощью современных технических средств по заранее подготовленным печатным и письменным материалам, периодически обновляющимся в сети internet; что значительно экономит время в сравнении с ручным изложением на доске, позволяет уделить всё время объяснению взаимосвязей и при этом, оставляет ученикам горы полезной, подобранной и структурированной лектором информации к самостоятельному "размышлению", "пробегаемой" в обзорном режиме на лекциях
- Вовлечение учеников в творческий процесс, путём предложения дать объяснение наглядно поставленной опытной задаче, что вовлекает интересующихся предметом учащихся в совместную работу над интересной темой, а также, прививает навык научной деятельности; каждый опыт интересующийся учащийся может подойти и своими руками повторить в перерыве, после окончания лекции; достаточно полно решённые задачи дают право на высшую оценку по предмету без окончательного тестирования
- Демонстрация профессиональных достижений в данном предмете путём пускания по рядам "между делом", части от запускаемого через полгода спутника, части запускающего механизма в ядерном заряде, образцов чистейших цветных металлов, используемые в передовых научных приборах базовые элементы и т. п., у каждого ученика есть возможность индивидуально ощутить образец руками, рассмотреть под разными углами, проникнуться рабочей "атмосферой"
- Превращение каждой лекции в доклад по обозначенной теме среди научного сообщества, создаёт уникальную психологическую и эмоциональную среду в аудитории
Измерительный практикум в руках Золкина А.С. продемонстрировал оригинальный авторский подход к организации практических занятий по профилирующему предмету снискавшим всеобщее уважение, живущим своим делом, квалифицированным специалистом. Данный подход отличает:
- Уделение внимания каждому ученику
- Личное курирование выполнения каждой работы на практикуме
- Организация коллективов для совместной работы над заданием
- Постановка и совместное исследование с учениками новых, интересных вопросов
- Прививание культуры научного исследования непосредственно в ходе выполнения работы, а также, на этапе защиты
Как специалист, с чётко выраженными лидерскими качествами, Золкин А.С. организовал свою работу на следующих методах обучения:
- Осознанное введение и построение практики на понятии диалога: кратчайшее приведение учеников к пониманию достигается в Диалоге с учителем, либо в диалоге с товарищем, совместно выполняющим с ним работу
- Организация коллективов для работы и совместной защиты задания, именно в коллектив можно запускать расширенные вопросы по заданию, так как совместный поиск решения даёт каждому участнику Понимание
- Пробуждение в учениках чувства вдохновения, рождающегося из понимания и динамичного выполнения, а также, успешной защиты работы
- Организация и введение дополнительных занятий для глубоко интересующихся предметом студентов
- Приведение защиты работы к форме малой научной конференции
- Развитие у своих учеников ораторского искусства в процессе защиты
- Введение возможности улучшить свои результаты по каждой работе проявлением себя на очередной защите по данной тематике следующей группой учеников
- Введение формальной, упрощённой, письменной формы для подачи результатов отчёта, содержащей в себе все основные, базовые элементы культуры представления результатов исследователем
- Назначение "кураторов" из успевающих учеников для только что приступивших к выполнению работы новичков; объяснение предмета даёт ещё более углубленное понимание "куратору" и немного разгружает преподавателя
- Вовлечение успевающих учеников в совместную работу с преподавателем над структурированием и расширением заданий измерительного практикума
Вернуться к оглавлению
|