WingLion
rus per hindi eng de es pt fr ar cz kr jp
Последняя online версия данной страницы в сети Internet:
(http://www.nsu.ru/classics/tfs/interest2.htm)
(http://zangerway.narod.ru/phoenix/science/tphs/index.htm)

Zanger Mikhail

TPHS

Теория Физических Структур

Юрий Иванович Кулаков

Kulakov

Текст выложен в формате PDF. Отдельные главы могут быть открыты непосредственно с этой страницы, но практика показывает, что с такими файлами лучше работать, предварительно их скачав.

О Г Л А В Л Е Н И Е
(полный текст оглавления, 508 Кб )

Прелюдия (2,6 Мб)

Часть I
Истоки Теории физических структур
Глава 01
Глава 02
Глава 03

Часть II
Три первых шага в мир физических структур
Глава 04

Глава 12
Глава 13
Глава 14

Часть V
Примеры, иллюстрирующие основные идеи Теории физических структур
Глава 15
Примеры сакральных законов первого рода, не содержащих произвольных параметров
Примеры 01-05

Приложение III
Приложение IV
Приложение V

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга представляет собой первое систематическое изложение Теории физических структур, разработанной проф. Ю.И. Кулаковым и развитой впоследствии его учениками - доктором ф.-м. наук Г.Г. Михайличенко, канд. ф.-м. наук В.Х. Львом и аспирантом Андреем Симоновым. Эти исследования, начатые в 1961 году, можно отнести к "основаниям физики", если понимать этот термин в несколько ином смысле, чем это принято в "основаниях математики". В Теории физических структур изучаются общие структуры, лежащие в основании фундаментальных физических законов, но не на уровне математической логики, а как следствия существования нового типа симметрии - сакральной симметрии, накладывающей на вид фундаментальных физических законов существенные ограничения.
     Читатель, приступающий к изучению этой книги, подготовлен вековыми традициями - физикой и математикой, которым он обучался в школе и в университете. Он привык мыслить образами, оперировать наглядными представлениями, опираясь на традиционное физическое мировоззрение. И от этого его не нужно отучать, не говоря уже - вооружать его против этого. На протяжении всей этой книги я постараюсь осуществлять переход к новому физическому мышлению постепенно, используя в качестве примеров факты, хорошо известные из традиционной физики. Недавно мне исполнилось 76 лет. Из них 52 года я посвятил преподаванию физики. Я обучал физике студентов и в технических вузах Новочеркасска и Таганрога, и на прославленном Физтехе в Долгопрудном, и в Московском университете, и на физмате Горно-Алтайского университета, и в специально для меня созданной экспериментальной группе Новосибирского педагогического университета. Но больше всего - 40 лет, я отдал студентам физического факультета Новосибирского университета.
     При этом я постоянно был неудовлетворён постановкой физического образования и на физфаке НГУ, и вообще - у нас в стране и за рубежом. Я всё время чувствовал необходимость новых фундаментальных физических идей и основанных на них новых методов обучения. Необходимо учить студентов не только умению решать сложные узкоспециальные задачи и рассчитывать на компьютере большое число различных моделей, возникающих в рамках существующей традиционной физики. Но и учить студентов мыслить широко, свободно, вскрывая огромные эвристические возможности, заключённые в универсальных, общих принципах, единым образом охватывающих всё разнообразие Мира. Но как пробудить и развить у студента дремлющее творческое начало, без которого немыслима деятельность подлинного учёного?

К настоящему времени давно назрела необходимость иметь капитальный труд "Фундаментальная физика", в котором вся физика и геометрия выводились бы из небольшого числа исходных аксиом Теории физических структур и соответствующих дополнительных ограничений (опций). В Теории физических структур изучаются общие структуры, лежащие в основании фундаментальных физических законов и возникающие как следствия существования сакральной симметрии, накладывающей на вид фундаментальных физических законов существенные ограничения. Характерное отличие Теории физических структур от ортодоксальной физики Ландау состоит в следующем: ортодоксальная физика изучает физические законы, исходя из внешних наблюдаемых физических явлений; объектом изучения Теории физических структур является внутренняя сущность физических законов, физических величин и понятий. Это стало возможным после того, как был найден строго определённый математический объект (физическая структура), заменяющий туманное философское понятие "сущность" (кантовская "вещь-в-себе").
     Программа перестройки и построения всей физики на основе Теории физических структур весьма обширна, значительна и перспективна. Но уже сейчас многие разделы теоретической физики могут быть з'аново построены на новых основаниях. При этом хорошо известные ещё из средней школы физические понятия, велич'ины и законы приобретают новый смысл и занимают своё законное место в Единой физической картине мира. Возникает такое ощущение, будто кто-то провёл влажной тряпкой по давно немытому стеклу и мир заиграл, заискрился всеми цветами радуги.

Прежде чем переходить к физическим и геометрическим примерам, иллюстрирующим основную идею, лежащую в основании Теории физических структур, я хочу познакомить читателей с основными понятиями того языка, на котором будет вестись дальнейшее изложение. Такими понятиями являются объём и определитель, хорошо известные любому первокурснику. Оказывается, подобно тому, как всё разнообразие живых организмов, начиная с бактерий и лишайников и кончая приматами и человеком, может быть описано на едином языке ДНК с набором четырёх нуклеотидов (А - аденин, Т - тимин, Г - гуанин и Ц - цитозин), играющих роль своеобразных букв, с помощью которых записывается программа жизни того или иного живого организма, так и всё разнообразие фундаментальных законов физики и геометрии сводится к равенству нулю шести типов определителей:
Opred01 ,  Opred01 ,  Opred01 ,  Opred01 ,  Opred01 ,  Opred01 .
В том, что это действительно так, читатель может убедиться, познакомившись с многочисленными примерами, приведёнными в Части V. Но хорошо всем известные объёмы и определители являются лишь внешней частью большого айсберга - нового математического исчисления - исчисления кортов, представляющего собой наиболее адекватный инструмент, предназначенный для описания физической реальности. Этот математический аппарат излагается в Частях I, II, III и IV.
     Но для усвоения этого математического аппарата, из-за его непохожести на всё известное ранее, требуется некоторая математическая культура.
     Поэтому, если перешагнуть через строгое математическое доказательство самодостаточности, существования и единственности физических структур, которые сами по себе уникальны и воспринимаются как чудо ("чудо Кулакова-Михайличенко"), то на следующем этапе, в Частях II и V открывается поистине необозримая область приложений Теории физических структур как основания самых различных разделов физики, геометрии и некоторых разделов чистой математики.

Мы живём в удивительное время, когда не только рушится казавшееся вечным марксистско-ленинское "учение", но и происходит другой, менее заметный процесс, когда современная наука, не желая в этом признаться, вплотную подошла к тому понятию, с отрицания которого она начала своё победоносное шествие более трёхсот лет тому назад, - к понятию Бога. Уже один только более глубокий совместный анализ оснований физики и биологии позволяет убедиться в этом. Поэтому необходимо коренным образом пересмотреть и изменить формы взаимоотношений науки и христианской культуры, сделать их более тесными, открытыми и толерантными. Наконец, остаётся понять, какое место занимают физика и математика в Единой картине Мира, включающей в себя не только физическую реальность, но и явление жизни, феномен человека как личности и существование Бога как Высшего Сверхличностного Первоначала всего сущего. Эти вопросы обсуждаются во втором томе настоящего издания ("Теория физических структур. II."). Таким образом, основная цель этой книги - донести до широкого круга физиков, математиков и философов содержание Теории физических структур - новой и уже детально разработанной физико-математической теории, претендующей на роль основания физики и обладающей в силу этого неожиданно глубоким мировоззренческим смыслом.
     Эта книга - не учебник и не научная монография. Скорее всего - это строго математически аргументированный путеводитель в ещё нев'едомый мир физических структур. Именно здесь, в этом мире находятся ответы на многие "еретические" вопросы.
     Эта книга предназначена главным образом для физиков и математиков - студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и уже сложившихся учёных, сохранивших живой интерес к своей профессии, ещё не утративших, несмотря на существующую систему образования, способности удивляться простым вещам, ищущих новые и трудные задачи, лежащие в стороне от проторенных дорог, и желающих понять не столько как устроен Мир, сколько почему он устроен именно так. Эта книга обращена ко всем тем физикам, кто несмотря на давление конъюнктуры и требование скорейших результатов, оформленных в виде сырых отчётов и скороспелых статей, по-прежнему любит физику, кто не утратил надежды на её лучшее понимание и отваживается задавать "еретические" вопросы.
     Эта книга может оказаться полезной и интересной и для профессиональных математиков, так как в ней они смогут найти постановки и методы решения новых нетривиальных и содержательных математических задач.
     Кроме того я надеюсь, что эта книга может представить определённый интерес для тех физиков и математиков, для которых вопрос "что есть Истина?" и вопросы об основаниях и общих принципах Бытия не являются надуманными и праздными, а также для философов, интересующихся онтологическими проблемами. Вопросы, рассматриваемые в этой книге, относятся не к частным и узкоспециальным физическим задачам, а тесно связаны с основаниями всего физического знания и носят всеобщий мировоззренческий характер.
     И, наконец, отметив недавно своё семидесятипятилетие и оглянувшись на пройденный этап своей жизни, я решил опубликовать в Приложении V часть своего личного архива, на мой взгляд, представляющую интерес для широкого круга читателей.

Основу логотипа, отражающего главное содержание Теории физических структур, образуют две комплементарные друг другу скрижали, на которых записан фундаментальный закон Мироздания. На скрижалях изображены символы двух дуально сопряжённых друг с другом множеств:
ensembleN - множество левых (нижних) субэйдосов и ensembleM - множество правых (верхних) субэйдосов,
являющихся прообразами физических объектов мира эмпирической действительности.
     Символы s и r означают ранг физических структур, описывающих всё многообразие физических законов.
     С другой стороны абстрактные скрижали как бы образуют прясла фасадных стен древнерусских храмов, наглядно утверждая тем самым мысль, что по большому счёту Теория физических структур - это дорога, ведущая к Храму.
     Логотип завершается крестом - христианским символом нравственной позиции человека, означающим готовность мужественно переносить жизненные лишения, тяжёлые обязанности и страдания, быть всегда в согласии с велениями чистой совести.

Эта книга из-за её большого объёма так и осталась бы в виде неизданной рукописи, если бы не активная помощь со стороны моего ближайшего сотрудника и верного друга Владимира Михайловича САРАНИНА, взявшего на себя титанический труд по набору в редакторе LaTeX чрезвычайно сложных математических текстов и многочисленных чертежей и графиков. Я с полным на то основанием считаю его соавтором этой книги.

Итак, общая направленность книги "Теория физических структур" определяется следующими тремя символами веры:
Физическое кредо - признание Теории физических структур в качестве математического фундамента современной физики;
Философское кредо - признание в русле неоплатонизма, неотомизма и метафизического реализма в качестве основы Бытия иерархии идеальных сущностей, образующих Мир Высшей Реальности;
Теологическое кредо - Credo ut intelligan (Верю для того, чтобы понимать) признание Мирового Сверхличностного Разума в качестве Высшего надмирного Первоначала.

Я надеюсь, что эта книга будет отвечать широкому кругу интересов физиков, математиков, философов - интересов научных, мировоззренческих, духовных, которые не могут не волновать учёного как личность и как гражданина.

Юрий Иванович Кулаков